NNBN 100x100
NNBN 100x100
| | Новая схема борьбы с неплатежами по ипотекеБанкиры трудятся над созданием организации МАССИЗ, целью которой будет антикризисная помощь заемщикам. Как бы ни показалось странным, но банкиры крайне заинтересованы в том, чтобы помощь оказывалась и гражданам, которые не могут получить ее от государства из-за несоответствия по формальным признакам.
Итак, в скором времени на рынке начнет свою работу всероссийская «Межрегиональная антикризисная система сопровождения ипотечных заемщиков» (МАССИЗ), в создании которой приняли участие представители банковского сообщества, брокерских и риелторских организаций и государства. Попробуем разобраться, что это за программа и как она будет помогать проблемным заемщикам.
О старте программы было объявлено еще в начале апреля. Однако разъяснения о том, как будет действовать МАССИЗ, были даны в понедельник, 20 апреля, на пресс-конференции, состоявшейся в конференц-зале Ассоциации российских банков. Как метко выразился вице-президент РГР Григорий Полторак, «пять лет мы решали проблему становления ипотеки, теперь оперативно надо решать проблему спасения ипотечных задолжников и банков, оказавшихся в сложном положении».
Судя по составу учредителей (а среди них и Ассоциация российских банков, и Российская гильдия риелторов, и Роструд, и Национальная лига сертифицированных ипотечных брокеров (НЛСИБ), и новая структура – АРИЖК), система призвана оказывать всестороннюю поддержку банковским клиентам, оказавшимся в затруднительном финансовом положении. Причем, что особенно важно, именно тем, кто не может рассчитывать на помощь в реструктуризации своего долга от Агентства по реструктуризации ипотечных кредитов (АРИЖК). Таких должников немало: как признал генеральный директор АРИЖК Андрей Языков, сегодня агентством отклоняется до 45% заявок на реструктуризацию ипотечного долга. «Наша задача не раздать деньги, а помочь заемщику восстановить свою платежеспособность», – объяснил Языков.
Как уже писал «Собственник», для получения государственной денежной помощи необходимо «уложиться» в довольно строгие критерии. А ведь помощь требуется и тем, кто брал кредиты в валюте, и тем, кто купил в ипотеку не единственное жилье или не может подтвердить документально увольнение с работы или резкое сокращение доходов – эта категория заемщиков оказалась сейчас буквально без почвы под ногами. И в ближайшее время их количество будет только расти. Как подчеркнул директор правового управления Роструда Иван Шкловец, уже более 200 тыс. предприятий заявили о грядущем сокращении своих работников: «Можно говорить, что проблемные ипотечные заемщики будут исчисляться уже тысячами».
Генеральный директор Центра управления ипотечной задолженностью Владимир Лопатин подтвердил эту информацию, сказав, что сегодня из 700 тыс. российских ипотечных заемщиков около 110 тыс. уже имеют те или иные проблемы с выплатой долга.
Для таких должников и будут создаваться региональные консультационные центры. И «отказников» АРИЖК будут направлять именно сюда. Как объяснил Владимир Лопатин, первая консультация в таких центрах будет бесплатной. То есть с заемщиком будет проведена квалифицированная брокерская работа, чтобы оценить его финансовое состояние и определить, что ему делать дальше. Почему в качестве связующего звена выбраны именно брокеры? Прежде всего потому, что в 50% случаев они же и продавали кредиты, то есть приводили клиента в банк.
Брокеры будут «вербоваться» в консультационные центры под контролем РГР и на основании конкурсов. Кстати, такие конкурсы уже объявлены и начался прием заявок. НЛСИБ, в свою очередь, будет снабжать центры необходимым программным обеспечением и отслеживать качество работы брокеров с клиентами.
Популяризировать работу консультационных центров будут как сами банки и АРИЖК, так и Роструд. Правда, последний еще берет на себя заботу о трудоустройстве заемщиков, причем не исключено, что и с переселением в другие регионы, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. Безусловно, данная мера будет рекомендательной, но она все же настораживает. Поскольку, как признал Владимир Лопатин, реструктуризация долга – часто лишь откладывание проблемы «на потом», то предложение работы в другом регионе может оказаться единственным выходом. Но если должник не захочет менять насиженное место (что вполне понятно), он вновь окажется «за бортом» и один на один со своими проблемами.
Да и первичная консультация брокеров, очевидно, не сможет решить сразу всех проблем и поможет разве что в не самых запущенных случаях (когда просрочка не слишком велика или есть документальные подтверждения ухудшения финансового состояния заемщика). Если случай сложный или нестандартный: например, кредит был взят в банке, который не входит в Ассоциацию российских банков, – работа брокера должна быть уже оплачена из кармана все того же ипотечного должника.
Правда, в случае если понадобится все же продавать объект из-под залога, в чем заинтересован прежде всего банк, будет заключаться дополнительное соглашение с банком, который понесет расходы по сделке. «Ни один банк не заинтересован в том, чтобы судиться с клиентом и продавать объект залога на аукционе», – объяснил старший вице-президент Московского банка реконструкции и развития Андрей Шелковый.
Так, МАССИЗ порождает немало вопросов, но ответить на них можно будет только после того, как появятся первые региональные консультационные центры и их работу смогут оценить реальные клиенты. Пока же обстановка с ипотечной просрочкой в России продолжает оставаться напряженной: по итогам 2008 года ее доля достигла 8%, а по итогам марта 2009 года – 11%. Но сам факт объединения профессионального сообщества для помощи проблемным заемщикам и банкам вселяет надежду на то, что острая фаза кризиса скоро будет преодолена. Источник: Собственник
Продажа karcher 2.38 m в интернет-магазине podzakaz.com.ua
|